Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "СОШ №134"

pngfuel.com

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №134»

Официальный сайт школы №134 г.Барнаула

pngfuel.com

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №134»

Официальный сайт школы №134 г.Барнаула

К 200-летию со дня рождения А.А. Фета

«Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться…»

Творчество Афанасия Афанасиевича Фета – одна из вершин русской лирики. Тончайшее знание языка природы и человеческой души, умение лаконичными штрихами передать смену чувств, зыбкость и смутность настроения делают вклад Фета в развитие психологической линии поэзии выдающимся. Из живого родника его лирики многое почерпнули крупные поэты ХХ века: А.Блок, И.Бунин, А. Ахматова, Н.Заболоцкий.

Поэзия А.А. Фета обладает огромными возможностями в формировании читателя-гуманиста, чуткого к природе, к внутреннему миру человека.

Отмечая 200-летие со дня рождения великого поэта, целесообразно провести цикл мероприятий различных жанров.

1) «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться…» (Литературно-музыкальная гостиная)

2) «Поэт единственный в своем роде» (Цикл бесед о творчестве А.Фета)

— «Постичь поэта сердцем» (Жизненный путь поэта);

— «Пейзажа душа мировая…» (Природа в творчестве А. Фета);

— «Я верую, надеюсь и люблю…» (Любовная лирика А. Фета)

— Музыкальное воплощение поэтических образов А. Фета (Романсы на стихи А. Фета)

3) Обзоры литературы.

— Мировая лирика в переводах А.Фета;

— А.Фет и курский край

4) «Навстречу сердцем к вам лечу…» (Книжная выставка)

В данном пособии дается комплекс мероприятий из предлагаемого цикла, которые можно использовать библиотекам при подготовке поэтических вечеров, а также – в школах на занятиях литературных кружков.

Цель мероприятий, представленных в пособии – расширить круг читателей поэзии этого большого оригинального художника слова, помочь им приблизиться к сути его поэзии, сформировать в них потребность самостоятельного обращения к лирике А.А.Фета.

«Нельзя пред вечной красотой не петь,

не славить, не молиться…»

(Литературно-музыкальная гостиная)

В данной композиции — два Ведущих и Чтец. Первые повествуют о жизни и творчестве А.А. Фета, второй чи­тает его стихи.

Как известно, многие стихи поэта положены на му­зыку. Рекомендуем использовать грамзаписи или привлечь участников художественной самодеятельности.

Организаторам литературной гостиной целесооб­разно подобрать для ее проведения помещение, в котором, по-возможности, воссоздать атмосферу литературного са­лона в рамках XIX века. Предлагаем разместить предметы старинной обстановки: стол со скатертью, подсвечники с зажженными свечами, чернильницу с пером, пресс-папье, цветы, портрет поэта, книги, бумагу и т.д. Помещение можно затенить для более лирического настроения.

Также целесообразно представить книжную выставку о жизни и творчестве поэта. Выставка сопровождается библиографическим обзором.

Звучит романс на стихи А.Фета «На заре ты ее не буди».

1-й ведущий: Афанасий Афанасиевич Фет — не только великий, но и один из самых трудных для изучения русских поэтов. Его жизнь, полная драматизма и противоречий, часто неожиданная в своем движении и переходах, ставит перед тем, кто ее изучает, множество вопросов.

А.А. Фет (Шеншин) родился 29 октября (05 декабря) 1820 года. Место рождения будущего поэта – Орловская губерния, деревня Новосёлки.

Детство Фета нельзя назвать вполне счастливым и безоблачным, хотя оно не было печальным. Все у него было как у многих помещичьих сыновей, дворян. Была деревенская жизнь – среднерусская природа, привлекающая тихой прелестью. Были крестьяне-дворовые и каждодневное общение с ними. Были добрые соседи-помещики с детьми разных возрастов. Была та почва, национальная, характерно-русская, которая незаметно и вместе с тем глубоко воздействовала, оставалась в человеке на всю его жизнь.

 2-й ведущий: В пору пребывания в университете Фет выпустил первый сборник своих стихов: «Лирический пантеон». Вот образец раннего творчества поэта:

Уж серпы на плечо возложив, усталые женщины

Звонкой песней своей оглашают прохладное поле,

Ландышем пахнет в лесу; там над оврагом, березы

Греют багрянцем зари, а здесь, в кустарнике мелком

Звонко запел соловей, довольный вечерней прохладой.

Фет печатался в крупных журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». Его самые популярные стихотворения –

«Я пришел к тебе с приветом…»(1843г.),

 «Диана»(1847г.),

«Шепот, робкое дыхание…»(1850г.) и множество других новаторских произведений («Ласточка», «В лунном сиянии», «Целый мир от красоты»).

 1-й ведущий: Его творчество было оценено современниками того времени: Тургеневым, Дружининым, Толстым, а также Тютчевым. Лирика А. Фета привлекала многих композиторов, в том числе и Н. К. Метнера. (Звучит романс Н.К. Метнера на стихи А.А. Фета «Не могу слышать этой птички».)

Последние 15 лет своей жизни А.А. Фет провёл в с. Воробьевке, ныне Золотухинского района Курской области. Четыре выпуска «Вечерних огней» этого времени стали венцом его поэзии.

 Чтец:

Как здесь свежо под липою густой,-

Полдневный зной сюда не проникал.

…За мглой ветвей синеют неба своды.

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты кочующей природы,

Волнистые проходят облака…

Ведущие подходят к полотнищу-портрету А.А. Фета и читают письма-посвящения В. Соловьева А.Фету.

 2-й ведущийА.А. Фету 19 октября 1884 г.

Перелетев на крыльях лебединых

Двойную грань пространства и веков,

Подслушал ты на царственных вершинах

Живую песнь умолкнувших певцов.

И принимал твой сладкозвучный гений

Чужих богов на наши берега,

И под лучом воскресших песнопений

Растаяли сарматские снега.

И пышный лавр средь степи нелюдимой

На песнь твою расцвел и зашумел,

И сам орел поэзии родимой

К тебе невидимый слетел.

 1-й ведущий:

 «Дорогой и много­уважаемый Афанасий Афанасьевич! При­ветствуют Вас звезд золотые ресницы, и месяц, плывущий по лазурной пустыни, и плачущие степные травы, и розы весен­ние и осенние; приветствуют Вас густоли­стый развесистый лес, и блеском вечер­ним овеянные горы, и милое окно над снежным каштаном. Приветствуют Вас все крылатые звуки и лучезарные образы между небом и землею. Кланяется Вам также и меньшая братия: слепой жук, и вечерние мошки, и кричащий коростель, и молчаливая жаба, вышедшая на дорогу. А наконец, привет­ствую Вас и я… И хоть не над прудом, а над целым океаном человеческой бес­смыслицы приходится плакать, но есть и утешение, пока над этим мутным потоком недвижимо стоит светлая радуга чистой поэзии и заранее празднует будущий мир неба с землею… Обнимаю Вас мысленно в надежде на скорое свидание».

 2-й ведущий:

«Дорогой и беско­нечно любезный Афанасий Афанасьевич! На крыльях души ежедневно летаю в Во­робьевку…»

Что же влекло в Воробьевку не только философа В.Соловьева, но и критика и публициста Н.Страхова, Л.Толстого? Что значило это местечко на Курской земле для волшебника слова Афанасия Афа­насьевича Фета?

От поколения к поколению в наших краях переходят рассказы о Фете.

 1-й ведущий: В 1877 году Фет ку­пил Воробьевку. Его управляющий Александр Иванович Иост ехал мимо нашей черноземной полосы, мимо красавца леса, мимо этого знаменитого дома. Управляющий был зорким чело­веком. Усадьба старинная, каменная, мельница на реке. После Степановки, от­крытой всем ветрам (имение Фета в Мценском уезде), Воробьевка — рай не­бесный. И вот уже летит телеграмма из Курска Фету:

«Подходящее имение близ Москов­ско-Курской чугунки — 850 десятин за 100 тысяч нашел. Отвечайте. Иост».

А вскоре А.И. Иост получил ответ А.Фета: «Задаточные деньги получите пе­реводом из Москвы».

2-й ведущий: В очерке о Фете Н.Н.Страхов, частый гость Воробьевки, писал об усадьбе: «Деревня Воробьевка стоит на левом берегу реки, а господская усадьба — на правом берегу, очень высо­ком: каменный дом окружен… парком

на 18-ти десятинах, состоящем из вековых дубов. Место так высоко, что из парка яс­но видна церковь Коренной пустыни… Множество соловьев, грачи и цапли, гне­здящиеся в саду, цветники, разбитые по скату к реке, фонтан… красота, тишина, поэтическая тайна».

 1-й ведущий: Золотые купола Коренной пустыни, широкое раздолье вдохновляли Фета:

Ночь, мы оба дышим

Цветом липы, воздух пьян.

И, безмолвные, мы слышим,

Что, струей своей колышем,

Напевает нам фонтан…

2-ведущий: Старики рассказы­вали о неутомимости и фантазии хозяина поместья. Часто видели Фета с ружьем, верхом на коне. Он был прекрасным стрелком. В сентябрьские дни уезжал стрелять вальдшнепов, которых водилось в его имении видимо-невидимо… Старый заросший пруд… Поэт столько сил отда­вал ему: чистил, по берегам сажал дере­вья, следил за рыбами… Афанасий Афа­насьевич любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом уто­пал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты. Даже старый, немощный по­эт писал о розах, о звездах, о юности.

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной –

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой.

1890

1-й ведущий: Афанасий Афанась­евич любил красоту: музыку, цветы, красивых людей. И когда он встречался с талантом, с вдохновением, то был «на седьмом небе». «Эдемские вечера» — самые прекрасные мгновения в судьбе Фета.

Т.А. Кузминская, сестра жены Л.Н. Толстого, рассказывала, как однажды, в 1864 году, она гостила у Дья­ковых в Черемошне. «Дмитрий Алексе­евич был крупный помещик, большой хозяин, друг Льва Николаевича. Он был любитель музыки в особенности, и сам немного умел петь… По воскресеньям со­бирались к обеду соседи. Так было и в этот день. Приехали Феты, Соловьевы, отец и сын, гостила Мария Николаевна Толстая с двумя дочерьми… Я пела… Мне было немного страшно начать пение при таком обществе, меня смущала мысль, что Фет так много слы­шал настоящего хорошего пения, что ме­ня он будет критиковать. А я была очень самолюбива к своему пению. Я чувствова­ла, как понемногу голос мой крепнет, де­лается звучнее, как я овладела им… Афанасий Афанасьевич два раза просит меня спеть романс Булахова на его слова «Крошка».

Только станет смеркаться немножко,

Буду ждать, не дрогнет ли звонок?

Приходи, моя милая крошка.

Приходи посидеть вечерок…

Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитым лун­ным светом, перекрикивали меня… Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом.

Вы спрашиваете, какие романсы боль­ше всего нравились Фету? «Я помню чудное мгновенье» Глинки. (Звучит ро­манс «Я помню чудное мгновенье».)

Когда я спела, Фет подошел ко мне и сказал: «Когда Вы поете, слова летят на крыльях. Повторите его».

Мария Петровна подходила ко мне и говорила: «Вот увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету. Он что-нибудь да напишет в эту ночь».

Мария Петровна была права. На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел А.Фет. Поздоровавшись со всеми, он подо­шел ко мне, положил передо мною не­большой листок бумаги с написанными стихами… и сказал: «В память вчерашне­го Эдемского вечера!» Это было стихотво­рение «Сияла ночь. Луной был полон сад…»».

Чтец (читает стихотворение под ак­компанемент музыки Глинки).

Сияла ночь. Луной был полон сад.

Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без

огней,

Рояль был весь раскрыт, и струны в

нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет

любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не

роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над

тобой.

II много лет прошло, томительных и

скучных,

И вот в тиши ночной твой голос

слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих

звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты

одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца

жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие

звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над

тобой.

2-й ведущий: Фета называют певцом красоты. И это действительно так. Красота дивила поэта, она молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохнове­ния. Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой ро­синке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья.

Пародисты, критики изде­вались над стихами А.Фета «Шепот, роб­кое дыханье…», переставляя строки, до­казывали этим, что его можно читать с начала до конца, с середины и даже с конца, но все равно не добраться до смы­сла. Но знаменитое «безглагольное» сти­хотворение совершенно по форме и содержанию.

Постепенно из звуков, дыхания ночи, отблесков ручья возникает «милое лицо» в его «волшебных волнениях-изменениях».

 Чтец.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзание, и слезы,

И заря, заря!

 1-й ведущий: Распахнутое красо­те сердце поэта рождало одну за другой весенние мелодии. Радостный блеск сол­нечного утра, трепет молодой жизни, влюбленная душа, жаждущая счастья, — всем этим наполнены стихи истинного лирика.

 Чтец.

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет.

 2-й ведущий: Критик Василий Боткин писал: «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!»

Профессор Московского университета Петр Кудрявцев, давний поклонник поэта, отмечал неподдельный поэтический та­лант А.А.Фета. «Мне кажется, что миллио­ны людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни и любви».

 1-й ведущий: Один из ближайших друзей Фета поэт Яков Полонский писал другу 25 октября 1870 года по поводу его стихотворения «Упреком, жалостью вну­шенным…»: «…Что ты за существо — не постигаю… Если ты мне этого не объяс­нишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не видимый человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты соста­рился, а он молод!.. Все отрицаешь, а он верит!..»

 2-й ведущий: В 1856 году, в эпо­ху фетовского триумфа, Василий Боткин писал о нем в «Современнике»: «В то время, когда мир исполнен исключитель­но заботами о своих материальных инте­ресах, когда душа современного челове­ка погрузилась в мертвящие вопросы об удобствах материального своего существования, когда так часто слышатся или стоны, или крики пресыщенного эгоиз­ма, когда раздумья и сомнения, уничто­жив в нас молодость и свежесть ощуще­ний, отравили в них всякое прямое, цельное наслаждение духовными блага­ми жизни, — в это время… употребив любимое фетовское выражение… можно было бы сказать «является человек со вздохом» и проносит этот «вздох» до кон­ца своей жизни».

 1-й ведущий: По-разному отно­сились к Фету его современники. В 60-е годы от Фета отвернулись Некрасов, Чер­нышевский, Тургенев. Они ценили в поэ­зии способность откликаться на больные вопросы времени, по-некрасовски: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

В 1861 году об этом пишет Достоев­ский. Он рисует Лиссабон XVIII века. На город обрушилось страшное стихийное бедствие. После землетрясения половина жителей гибнет, город лежит в руинах, все потрясены случившимся — а в свежем номере газеты на первой полосе за под­писью лучшего поэта появляется стихо­творение: «Шепот, робкое дыханье…» Как бы отнеслись к этому горожане? «Да они, — предполагает Достоевский, — казнили бы этого поэта на площади». Но продол­жает: «Стихотворение может быть велико­лепным по своему художественному совершенству. Поэта б казнили, а через 30—50 лет поставили б ему памятник…»

 2-й ведущий: Молодой Чехов называл его стихи «пленительными», Сал­тыков-Щедрин высоко ценил поэзию ве­ликого лирика: его стихи дышат «самой искренней свежестью, а романсы его рас­певает чуть ли не вся Россия».

И мы сегодня почувствовали, что сти­хи А.А.Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звезд на небесах»…

 Чтец.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек.

То, что вечно, — человечно.