Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "СОШ №134"

pngfuel.com

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №134»

Официальный сайт школы №134 г.Барнаула

pngfuel.com

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №134»

Официальный сайт школы №134 г.Барнаула

Природа в творчестве А.А. Фета

«Пейзажа душа мировая…»

(Природа в творчестве Фета)

Беседа

Звучит романс на стихи А.А. Фета «Тихо вечер догорает».

Фет – без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Ничто в мире природы не ускользнуло от его внимательного и любящего взора. В его сборниках мы найдем целые циклы стихотворений, посвященных всем временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Тем не менее, пейзаж в его поэзии появляется не сразу. В стихах 40-х годов образы природы общи, не детализованы даже в столь удачных стихотворениях, как «Чудная картина…». Основное здесь – эмоциональная экспрессия, возбуждаемая природой; пристального «вглядывания» еще нет.

Лишь в 50-е годы любовь Фета к природе, способность к тонким наблюдениям реализуется в поэзии.

Увлечение Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 года. Большую роль в этом сыграло сближение с писателями круга «Современника», особенно с Тургеневым. По словам исследователя творчества Тургенева А.Г. Цейтлина, «у Тургенева нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще; его флора и фауна всегда конкретны и определенны».

Фет переносит ту же особенность в поэзию. Явления природы у него описываются детальнее, конкретнее, чем у его предшественников.

Например, для русской поэзии свойственно обращаться к образам птиц. Но зачастую образы эти использовались поэтами как символические или аллегорические изображения:

 орел – смелость, мощь, свобода;

соловей – любовь;

лебедь – верность, красота и т.д.

Кроме традиционных для литературы птиц мы встретим в его стихах и сыча, и луня, и чибиса, и черныша, и кулика, и стрижа, и многих других.

Когда Фет пишет:

И слышу я, в изложине росистой

Вполголоса скрипят коростели.

(«Степь вечером»)

— поэт определяет по голосу не только какая это птица, но и где находится, и какова сила звука, как это соотносится с общей картиной и общим настроением в природе и в душе человека.

Даже цветы у Фета обладают своим особенным характером, как в стихотворении «Георгины»:

Вчера – уж солнце рдело низко –

Средь георгин я шел твоих,

И, как живая одалиска,

Стояла каждая из них.

Как много пылких или томных,

С наклоном бархатных ресниц,

Веселых, грустных и нескромных

Отвсюду улыбалось лиц!

Природа в лирике Фета живет своей разнообразной жизнью и показана не в каких-то статических, закрепленных во времени и пространстве состояниях, а в динамике, в движениях, в переходах из одного состояния в другое.

Фет стремится к фиксации изменений в природе.

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию дыхания мороза;

Краснели по краям кленовые листы,

Горошек отцветал, и осыпалась роза.

Над мрачным ельником проснулася заря,

Но яркости ее не радовались птицы;

Однообразный свист лишь слышен снегиря,

Да раздражает писк насмешливой синицы.

(«Старый парк»)

Эта точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»). Движение происходит не только в фактуре самих стихов, но и в восприятии: изменяется исходная точка видения образа и его объем.

Настоящая сила поэзии Фета в том, что в нескольких строках дано изображение и изменение всего мира, от великого до малого, и этот мир оказался наполненным звуками, красками, запахами.

Конечно, не только конкретностью и детальностью сильны стихи Фета о природе. Их обаяние, прежде всего, в их эмоциональности.

Конкретность наблюдений сочетается у Фета со смелым полетом ассоциаций:

…как чуткий сон легки,

С востока яркого все шире дни летели…

(«Больной»)

 

И перед нами на песок

День золотым ложится кругом.

(«Еще акация одна…»)

Фет изображает внешний мир в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей правдивости и конкретности описания природы оно, прежде всего, служит средством выражения лирического чувства.

Очарование фетовской лирики особенно проявляется в бесхитростных на первый взгляд стихах, без каких-либо красивостей.

Одним из замечательных образцов настоящей поэзии можно назвать фетовский шедевр «Ласточки пропали»… Вы почувствовали, как что-то дрогнуло в вас от этих двух слов? «Ласточки пропали»…милые сердцу птицы.… При упоминании о них в памяти возникают и плавность их полета, и щебетание под крышей родимого дома, и теплый летний день – и вдруг… «пропали!». Какое жесткое слово! После этого слова – пауза, и дальше, когда читаешь «а вчера зарей», еще надеешься что-то узнать о ласточках, но это уже не о них, а о грачах, которые как «сеть мелькали» — и рушится надежда и встает иной образ: чего-то черного, такого же безысходного. Потом с возрастом понимаешь суть о перелетных птицах, но ведь стихи знакомы нам с раннего детства, и первое впечатление наполнено чувством, а не разумом, и оно искренней, ближе к поэзии А. Фета.

Пожалуй, нельзя найти в отечественной поэзии другого стихотворения, где бы так воедино были слиты всемирная и человеческая тоска и боль, и это делает стихотворения А.А. Фета глубоко интимным и в то же время общечеловеческим, потому что гениальным поэтическим пером он приобщает нас к сопереживанию.

В строках фетовской лирики чудодейственно зримо рисуется пейзаж средней полосы России. И выполнения одной этой задачи было бы достаточно, чтобы имя Фета запечатлелось в истории нашей литературы. Но Фет ставил цель еще более грандиозную: за полем, в прямом смысле слова, читатель должен был увидеть поле души человеческой. Ради этого, как писал Л. Озеров, Фет и растирал краски на своей палитре, ради этого присматривался, и прислушивался, и приникал к деревьям и травам, озерам и рекам. Лирика Фета изображает природу и воспринимающего ее человека в гармоническом единстве.

Прав был С. Маршак, восхищавшийся «свежестью», «непосредственностью и остротой фетовского восприятия природы», «проникновенными пейзажами», «чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки», говоря, что «его стихи вошли в русскую поэзию, стали ее неотделимой частью».